Написал, прочитал и решил поставить в начало - тут не все по теме, но накипело... доставали меня одно время этим вопросом...
Не знаю, почему фэнтези считают легким и несерьезным жанром. Да множество книг сего жанра написаны куда лучше и идеи тут куда глубже, чем в "настоящей литературе".
Я когда начинал писать - меня редакторы пытались убедить перейти на реализм. Спасибо, не надо! Вежливо отказывался: маг мне куда интереснее, чем кто-то с реальной профессией.
Вообще, начинающие писатели сталкиваются с таким множеством трудностей, неважно, что они пишут. Прежде всего, чем младше человек, тем скептичнее к его творчеству относятся окружающие.
У одного моего знакомого, молодого поэта, сейчас проблемы: мать категорически заявила, что он поступил в институт, он выбрал науку, и с писательством ему не по пути. Так она и сказала, когда мы пытались его на встречу авторов пригласить.
Многих это расхолаживает, и они могут уже не вернуться к творчеству.
Вот что я скажу – возраст особого значения не имеет! Я первый роман закончил в 13 лет, и получилось очень даже неплохо. К этому возрасту личность уже формируется, у тебя есть свой собственный взгляд на мир, свое видение. А если ты хочешь этого – то и начитанность. И если этого недостаточно для творчества, то я уже не знаю…Мне повезло с семьей: бабушка и дедушка отлично разбираются в литературе, и они меня поддерживали с самого начала. Но ведь бывают и семьи, где творчество вообще считают делом несерьезным, и такую же мысль внушают детям.
Особенно если творчество – фантастическое. До сих многие умники считают фантастику «детским» или, в крайнем случае, «подростковым» жанром. Помню, как на книжной ярмарке женщина просила что-нибудь для дочки, в мягкой обложке. Продавщица разводит руками: в мягкой обложке по большей части фантастика. Женщина морщится: «Нет, фантастики не надо!». Я стоял рядом, и не удержался: «Почему?». И слышу в ответ: «А что она может дать?». Причем таким вот пренебрежительным тоном.
Я лично думаю, что судить о каком-либо жанре можно, лишь прочитав хоть несколько книг, ему принадлежащих. А сейчас вообще развелось «критиков», заявляющих: «Фантастика – это несерьезно. Вот великие – Бунин, Толстой!». Бунина, кстати, называют часто. Но, по меткому наблюдению Никитина, если попросить перечислить его произведения, или процитировать что-либо… а в ответ – тишина. Может, «Темные аллеи» вспомнят, или «Антоновские яблоки». Я, например, припомню еще «Господина из Сан-Франциско», но это просто у меня память хорошая.
Кстати, отдельный вопрос - это фанфики. Каждый, кто действительно увлечен каким-либо миром, рано или поздно захочет внести и свою долю, как-то поменять судьбу героев, или привести новых. Фанфики – это еще одна грань миров, и одна из самых ярких.
Я видел больше всего фанфиков по МК и ЗВ. Присмотрелся… Ну в самом же деле - они зачастую куда лучше и интереснее написаны, чем "официальные" книги.
Правда, не часто и таковые встречаются - по ЗВ громадное количество книг... а по МК я могу назвать лишь пять: Ровина и довольно-таки халтурную тетралогию «Томпсона».
(
Замечу: Мидвэю было бы не вредно отыскать человека, знающего русский, и почитать на наших сайтах фанфики. Сюжетов – игр на десяток, если не больше. И не надо никакой творческой некромантии с смертями/воскрешениями и переселениями душ).
Фанфики считаются еще более «несерьезными», чем остальная фантастика. А почему? Потому что действие происходит в мире, который придумал не сам автор, а кто-то другой? Так, простите, тогда надо вспоминать и кочующих по романам Артура с Мерлином, и Сальваторе с компанией («Забытые королевства»-то не он изобрел), и все книги по ЗВ – мир придуман Лукасом… И, значит, правильно сказали на одном форуме: «Книги по ЗВ – это узаконенные фанфики».
Чем, интересно, фанфик отличается от обычного романа или рассказа? Собранные на этом сайте произведения можно смело издавать (только выбить из Мидвэя разрешение).
Новеллизация – тоже неплохая вещь, если, конечно, написана хорошо (какие мучения ждут того, кто попытается нашу «нетленку» новеллизировать!). «Атака клонов», например, мне больше понравилась как книга, а не как фильм.
Кстати, в качестве сравнения миров ЗВ и МК. В «Звездных войнах» более тщательно и широко проработан мир. История, антураж, планеты, и т. п.
В МК окружающий мир менее ясен. Мы до сих пор спорим, как Шао Кан пришел к императорскому трону, и каковы же правила Смертельной Битвы.
Но в МК значительно более яркие персонажи (я сейчас говорю о фильмах; если брать книги, то ЗВ давит количеством). Из «классической трилогии» ЗВ можно выделить как действительно ЯРКОГО – Вейдера. Люк заметен по контрасту с отцом, хотя роль исполнена очень хорошо. Император – зловещая фигура, но активно участвует он лишь в последнем фильме.
Мне возразят: а как же «звездная пара» Хэн и Лея, как же Чубакка, джедаи из «новых» эпизодов? Соглашусь. Но гибель Куай-Гона от меча Маула не идет в сравнение с судьбой Скорпиона, пережившего свою смерть и живущего на грани. Колебания Люка, надо ли ему убивать отца, или нет, – и смертельная вражда двух братьев, которые могли бы сражаться бок о бок.
Нет сомнений, ЗВ – прекрасная идея. Но писать у меня получается лучше по МК.
Так вот, возвращаясь к творчеству.
Многие начинающие боятся того, что их произведения будут пестреть различными ошибками, и это вызовет смех и порицание. Да нечего бояться! Найдите внимательного человека, который спокойно все вычитает, лучше всего – из друзей, или родных. Хотя, и у тех и у других есть тенденция: «неудобно сказать, что вещь паршивая». А ведь лучше слышать правду, так?
Сеть в данном случае хорошо выручает. Незнакомцы открывают истину. Эни и Таджа, к примеру, нашли в моем фике недочеты, за что я им очень благодарен.
Есть ошибки, которые можно и пропустить. Не грамматика, не пунктуация, даже не неправильные употребления терминов. Пример? У меня были стражники, стоявшие по углам зала. Зал был овальный. Представили? Вот и я тоже, когда мне показали. Веселился долго…
Как тот же Никитин замечает, каждый считает, что может давать советы, как писать. И обилие советов и поправок вполне может похоронить под собой произведение. Я лично придерживаюсь мнения Олди, которые сказали: «претензии к историческим несообразностям примем. Но – от Андрея Валентинова, профессионального историка». Пусть советуют те, кто может это делать. Если мне нужен совет по искусству – пойду к бабушке, которая в этом лучше многих экспертов разбирается. Нужен по физике – позвоню папе. Нужен по японскому – спрошу Эни…
Во многих произведениях важно начало, чтобы приковывало с первой строки. Примеров полно. У Шумилова, в «Одиноком Драконе», первая фраза: «
Итак, еще раз: почему я не могу существовать?». У Лютого в «Рабин Гуте» роман открывает диалог:
«
– Мурзик, ко мне, – услышал я знакомый голос. – Ко мне, я сказал!
Угу, бегу! Видали идиота?! Вы когда-нибудь слышали, чтобы нормальный человек называл собаку Мурзиком? Я тоже нет. Но моего хозяина нормальным считать нельзя. Он у меня Рабинович. Да еще и мент. Причем не какой-нибудь, а кинолог».
Или первая фраза «Линии Грез» Лукьяненко: «
Больше всего Кей не любил детей».
На качество и содержание влияет еще и то, в каком состоянии пишешь. Тот же Лукьяненко рассказывал, как началась «Линия Грез» (с той самой первой фразы): «
А фраза была написана просто потому что я сидел в каком-то очень плохом настроении, к тому же меня в очередной раз кто-то назвал детским писателем».
Конечно, окружение влияет. И очень нередко. А что поделаешь? Но, наверное, в том и состоит сильная воля, чтобы отрешиться от неприятностей и продолжать творить.
Вообще, важно не только то, что ты вкладываешь в произведение, а как его поймут. Многие критики до сих пор считают, что «Властелин Колец» – это аллегория Второй Мировой, хотя сам Толкиен подробно описал, почему это не так. Или рассказ Кинга «Всемогущий текст-процессор». Вроде бы там должно описываться, как человек властен над своей судьбой, и что это хорошо. А мне почему-то стало жутко как представил, что напечатанной фразой можно стереть любого.
В последнее время распространен «взгляд с другой стороны». Соглашусь, для полного обзора какой-либо проблемы важно смотреть с двух сторон. Но обычно просто меняют местами понятия добра и зла.
Вот у Джорджа Локхарда получился взгляд со стороны истребляемых драконов. После прочтения его романов действительно можно людей возненавидеть. Но… если драконы будут действовать так, как описал Локхард, то чем они лучше? Я не считаю, что лучший способ усмирить жестокую расу – это вырезать ее под корень. И если Локхард желал показать, что месть и жестокость иссушает душу, что, в общем, верно, то получилось не очень. Точнее, не получилось альтернативы. Драко и Тайга пытаются смягчить Ская, но получается не слишком. Вообще, я не сумел увидеть в Империи Драконов позитивных сторон. Они есть, но почему-то «за кадром». Прочтешь, и создается впечатление, что правление Ская Фалькорра заключалось в том, что он выжигал планеты, где вели себя жестоко или не подчинялись. До такого даже Палпатин не додумался. Честно говоря, окажись я со своими боевыми заклинаниями в той Вселенной – и сражался бы против драконов. Хоть и люблю их гораздо больше других магических созданий.
И вообще, когда Локхард детально описывает, что люди творили с драконами и с их детьми, становится страшно. Но когда дракон просит у шефа разрешения испытать новое оружие на пленных людях, так как на животных – жестоко; а шеф мгновенно разрешает, и просит только сообщить, когда это будет, чтобы и он мог посмотреть…
Хорошо хоть во «Времени для драконов-2» Дарк простыми словами объяснил Скаю, кто он есть, и что надо делать. Впрочем, сам он тоже хорош.
Прошу прощения, если это показалось критикой Локхарда. Просто очень яркий пример. А другой – это «Черная Книга Арды», где, напротив, темных вынуждают сражаться. Книга, наполненная не жестокостью – но страданием.
Не скажу, чтобы я придерживался идей всепрощения. Но, как говорил Арагорн у Еськова: «
Запомните: я убиваю без колебаний, но никогда не убиваю без нужды». Кстати, у того же Еськова высказана интересная мысль. Считается, что Боромир поддался влиянию Кольца и, условно говоря, чуть не «соскользнул на Темную сторону». Арагорн же остался стоек, и был верным защитником Света.
Только вот, когда я это слышу, мне вечно вспоминается отрывок из Еськова: «…
подмывает нескромно полюбопытствовать: чем на самом деле пришлось расплатиться Элессару Эльфиниту с замечательными сподвижниками, обретенными им на Тропах Мертвых? То есть призвать на службу (о, ради самой благородной цели, разумеется!) силы абсолютного зла – дело обыкновеннейшее, не он первый, не он последний; но вот чтоб означенные силы, сделавши свое дело, послушно вернулись затем обратно в небытие, ничего не истребовав взамен? Гм, не знаю… Про такое, мне признаться, слыхать не доводилось».
Вот так… что-то пробило меня поговорить на эту тему…
Вломят мне сейчас за оффтоп