Если позволите - небольшое предуведомление. Аверсом, то есть лицевой частью монеты, в данном случае я полагаю общепризнанный тезис-постулат-почти-аксиому о том, что автор должен знать, о чем пишет, сиречь - владеть материалом. Во избежание стремительных домкратов и проч. и проч.
Однако речь об этом пойдет в другой раз. А сегодня - об обратной стороне той же монеты.
Отвечая на ответ в харизме - все, кто сталкивался с хельгваристским подходом к форуму и общению, наверняка уже ухмыляются... - я понял, что начинаю формулировать общедоступные, понятные и вряд ли оспоримые истины. Прописные истины. Потому, хоть и связано с конкретными вещами изначально - сюда и для всех.
"Я знаю дзюдо, айкидо, таэквондо, каратэ
и еще много всяких страшных СЛОВ."
Образованные люди - экономисты, юристы, инженеры - весьма вероятно, не сходя с места, назовут все довольно известные музыкальные инструменты средневековья: флейту, волынку, лютню и орган. Поколебавшись, добавят бандуру, арфу, лиру, гусли, окарину и клавикорды. Увлечение средневековьем в порядке хобби критерием образованности и эрудированности не является. Люди, искренне считающие, что у слова "дублет" только одно значение: одновременный выстрел из двух стволов - не менее образованы и эрудированы, просто страдают другими вещами.
Желание же читателя заглянуть в словарь при чтении НЕ является облигатным условием восприятия художественного текста и ОБЯЗАННОСТЬЮ читателя перед автором, но исключительно ВОЗНАГРАЖДЕНИЕМ автору за качество текста и своеобразным кредитом доверия. Стандартной, предсказуемой и логичной реакцией же чаще являются легкое раздражение незнакомыми словами и нежелание себя утруждать в угоду заносчивому автору, не умеющему писать проще.
Прошли времена, когда писатель имел возможность морщить нос на невежественных и - только тогда, в 19 веке, подобные высказывания могли иметь место правомерно! - "ленивых" читателей, которым неохота даже посмотреть в словаре значение незнакомого словца. Ну что пенять - писателей было поменьше, читателей поболе, книги становились событиями... которым требовалось соответствовать. Как и в более позднем государстве.На дворе 21-й век, на дворе эпоха массолита, когда даже в высокую литературу пришло требование уметь писать внятно и не утяжелять текст без нужды. Если автор читателю не пришелся по душе - автора побоку, вон еще десяток-другой ждет.
Иными словами, нынче превалирующим является оценивание текста читателем по шкале "умеешь/не умеешь написать легко и доступно", каковые понятия означают и минимум посторонней информации, она же необязательные термины, в глазах читателя отдающие снобизмом или высокомерием. Следствие же звучит так: "Ну, если не УМЕЕТЕ... Никто не виноват."
Важно понять одно: работая на публику - а худла это одна большая работа на публику - нельзя считать, что ты вправе оценивать читателя, осуждать его по каким бы то ни было основаниям, вообще относиться с позиции превосходства. Читатель не обязан автору. А вот автор, коль скоро он претендует на время и усилия читателя... понятно? И поэтому оценивают - автора: умеет ли?
Да, для автора не зазорно - тысячекратно похвально даже! - желание углубиться в матчасть; равно как и стремление сделать так, чтобы, заемная или родная, эрудиция не торчала из текста во все стороны. Забота о восприятии читателя, о том, чтобы не упустить как само собой понятное нечто, что не входит в общий круг знаний... а порождено изучением матчасти - это же азы литературной работы (да и журналистики). Автор, даже не научпопа или просто научных работ, вполне вероятно, зачастую обязан изучать материал. Читатель же художки - художки, а не научпопа - не обязан автору ничем (и это никогда, ни разу, ни в малейшей степени не является основанием судить о степени его образованности). Углублялся в тему - раскрой. Если хочешь. Или не затрагивай вовсе. Упоминать что бы то ни было "а еще я помню (см.эпиграф)", оставляя читателю искать что-то в словарях... да полно Вам! Кто сказал, что читатель станет это делать? даже если нам этого очень хочется, даже если мы его "попросили"...
Что я предлагаю?
Для начала оценить роль терминов в тексте.
Очень легко пытаться оправдать насыщенные терминологией исторические опусы необходимостью создания антуража и колорита. Пытаться, подчеркиваю. потому как это порочный путь - создавать колорит, называя слова, за которыми для реципиента ничегошеньки не стоит. Потому как правило это - насчет новых, специальных слов - работает, поверьте, и в фантастике, где уже давно просят или описывать домашнюю иномирную живность, или хотя бы не называть обычного кролика смирпом... то есть сводить к минимуму количество выдуманных слов. И также в боевиках, где никак не бонтонно насыщать текст "шанцзя", "бинбу" и "маваши-гири", ни намеком не давая понять, лошадь это, метла или хороший прямой правой, к примеру. При всей своей сногсшибательности "удат-наяна", оставшись банальным названием и не будучи снабжен необходимым минимумом пояснений-описаний (ну,в крайнем случае - сноской... хотя да, это крайности), останется набором буковок, в отличие от старого доброго "тычка локтем в солнышко" - зримого и эффективно работающего в тексте и на текст. И, стало быть, на нас с Вами, автор.
Без пояснений Вы не стимулируете здоровое любопытство (нужна масса свободного времени и скука, чтобы лезть в википедию выяснять, что же такое встретил в тексте... это, скорее, нездоровое любопытство), но засоряете текст и восприятие читателя. Читатель, впрочем, поймет одно уж точно: автор и впрямь знает немало загадочных СЛОВ. Все.
Если хочется и невмоготу - ну, тогда впишите "стонущие струны лиры" или там "раздувающиеся щеки волынщика" - дайте штрихи, позволяющие худо-бедно судить о музыкальном инструменте, что-нибудь, что зародило бы хоть смутный образ у читателя. Дайте понять, почувствовать, что за словами стоит ЧТО-ТО - а в идеале, и ЧТО это такое там стоит.
Девяносто процентов, что да, Вас не поймут в точности: не увидят ту хитро сделанную строенную палку о сорока струнах и двух грифах... даже обычную домбру или банджо не увидят отчетливо, но если это надо для прорисовки одной картинки, для создания только лишь антуража - то и ничего страшного. Не стоит и рассеивать внимание читателя по мелочам.
Иное дело, если это нечто центральное или же присутствующее в тексте продолжительное время (пример: Лютикова лютня). Тогда стоит и поскрипеть мозгой, доказывая, что сумеешь нарисовать более-менее подробно тот же инструмент - без скатывания к "вермишели с дырочкой".
И даже если "ну никак" - по крайности следует постараться и доказать текстом, что читатель немало потерял, не имея представления, какой же штуковиной проделывают такие забавные фокусы.
Упорство же в отстаивании права автора на составление текста из терминов выглядит сомнительным и нерациональным хотя бы потому, что это в корне неверное (для худлы хотя бы) мнение.